Форум - вся Россия

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум - вся Россия » Военное право » накопительно-ипотечная система( обеспечение жильём )


накопительно-ипотечная система( обеспечение жильём )

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Перспективы обеспечения
военнослужащих жильем по накопительно-ипотечной системе

          Существовавшая система обеспечения военнослужащих жильем вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, в связи с этим жилищный вопрос стал одним из острых в социальном плане.
На момент подготовки Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" насчитывалось 136 тыс. бесквартирных семей военнослужащих. Наметилась тенденция уменьшения объемов жилья, предоставляемого за счет федерального бюджета. Количе¬ство квартир, получаемых военнослужащими за счет бюджета, за 2001-2004 гг. снизилось с 29 тыс. до 18 тыс. Реальностью стало получение квартиры только после увольнения в запас.
Жилой фонд, имеющийся в органах, где законодательством предусмот¬рено прохождение военной службы, фактически пришел в упадок. Кроме того, в силу ряда причин государственные органы стали неспособны обеспечивать военнослужащих даже служебным жильем. Бытовая неустроенность и беспер¬спективность решения жилищного вопроса стали, пожалуй, основными при¬чинами увольнения военнослужащих до наступления предельного возраста. Так, в 2003 г. 33% уволенных составляли офицеры, имеющие выслугу в офи¬церском звании не более пяти лет.

Участники накопительно-ипотечной системы

           Президентом Российской Федерации 20 августа 2004 г. подписан Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), призван¬ный внести кардинальные изменения в систему обеспечения жильем военнослужащих. Положения Закона, безусловно, интересны как во¬еннослужащим, так и тем, кто думает связать свою жизнь с военной службой.
Существовавшая система обеспечения жильем военнослужащих не соответствовала и требованиям формирования профессиональной армии.
Данный Закон распространяется только на определенные катего¬рии военнослужащих. Вопросы обеспечения жильем сотрудников ор¬ганов внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Законом не регла¬ментируются. Участниками накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем согласно ч. 1 ст. 9 Закона могут быть следую¬щие категории военнослужащих:
• лица, окончившие военные образовательные учреждения профес¬сионального образования и получившие в связи с этим первое во¬инское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом ука¬занные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъя¬вив такое желание;
• офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступив¬шие в добровольном порядке на военную службу из запаса и за¬ключившие первый контракт о прохождении военной службы на¬чиная с 1 января 2005 г.;
• прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о про¬хождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участ¬никами, изъявив такое желание;
• сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
В случае если выпускники военно-образовательных заведений (ин¬ститутов, университетов, академий и т. п.) 2005 г. и последующих го¬дов, получившие при выпуске офицерское звание, подписывали пер¬вый контракт до выпуска, то они должны изъявить свое желание на участие в накопительно-ипотечной системе (обратиться с рапортом). В связи с тем, что первые контракты о прохождении военной службы курсанты заключают еще в период учебы, то до 2010-2011 г. написа¬ние рапортов для выпускников, желающих участвовать в накопитель¬но-ипотечной системе, будет обязательным. Для выпускников, посту¬пивших в военно-образовательные заведения в 2005 г. и позднее, участие с накопительно-ипотечной системе будет обязательным (ос¬нование - получение первого воинского звания офицера).
В случае если после 1 января 2005 г. офицеры, призванные на служ¬бу из запаса в соответствии с Указами Президента РФ или добровольно поступившие на службу по контракту из запаса на срок два года, изъя¬вят желание продолжить военную карьеру и заключат первый контракт о прохождении военной службы, то они становятся участниками нако¬пительно-ипотечной системы. Офицеры запаса, впервые доброволь¬но поступающие на службу по контракту после 1 января 2005 г., также становятся участниками накопительно-ипотечной системы. Однако офицеры запаса, ранее проходившие военную службу по контракту и повторно поступающие на нее из запаса, не могут быть участниками накопительно-ипотечной системы.
Не смогут стать участниками системы прапорщики и мичманы, ко¬торые на 1 января 2005 г. будут иметь общую продолжительность военной службы по контракту более трех лет, причем в эту выслугу будет входить и выслуга по контракту в других воинских званиях (солдатами и сержантами). Поступившие на службу по контакту после 1 января 2005 г. прапорщики и мичманы становятся участниками накопительно-ипотеч¬ной системы автоматически после того, как прослужат по контракту три года.
Сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие контракт после 1 января 2005 г. в третий, четвертый и т. д. раз, не могут быть участниками накопительно-ипотечной системы. Таким образом, из ранее заключивших контракты сержантов, старшин и солдат (матро¬сов) участниками накопительно-ипотечной системы могут стать те во¬еннослужащие, первый контракт которых заканчивается не ранее 1 января 2005 г.
Все остальные категории военнослужащих, которые не могут либо в силу Закона, либо по собственному желанию стать участниками на¬копительно-ипотечной системы, будут обеспечиваться жильем в со¬ответствии с действующим ныне законодательством. Перейти на на¬копительно-ипотечную систему планируется до 2037 г.

Источники и механизмы формирования накоплений для жилищного обеспечения

           При наличии необходимых оснований согласно п. 2 ст. 9 Закона военнослужащие включаются в реестр участников накопительно-ипотечной системы, который ведется в каждом федеральном органе исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена во¬енная служба. Орган исполнительной власти, в котором военнослужа¬щий проходит службу, письменно уведомляет военнослужащего о включении его в реестр участников и об открытии именного накопи¬тельного счета.
На именном накопительном счете военнослужащего осуще¬ствляется аккумуляция денежных средств, предназначенных для при¬обретения жилья военнослужащим. Накопления согласно п. 1 ст. 5 За¬кона формируются из следующих источников:
• накопительные взносы, выплачиваемые из федерального бюджета;
• доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспе¬чения;
• иные, не запрещенные законодательством Российской Федера¬ции, поступления.
Размер накопительных взносов, выплачиваемых из федерального бюджета на участника накопительно-ипотечной системы, устанавли¬вается федеральным законом о федеральном бюджете на год.
В последующие годы взносы должны устанавливаться в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете военнослужащего начинается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Накопления для жилищного обеспечения согласно п. 8 ст. 5 Зако¬на являются собственностью Российской Федерации, поэтому распоряжаться ими по своему усмотрению военнослужащий не может. В целях сохранения и увеличения размера накоплений предусмотрен определенный порядок инвестирования накоплений. Инвестированием накоплений будет заниматься уполномоченный федеральный орган системы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот орган будет работать в форме внебюджетного или пенсионного фонда, государственной корпорации или иной форме. Инвестирование будет осуществляться через управляющие компании, которым бюджетные средства будут передаваться в доверительное управление. Доходы, полученные от инвестирования накоплений за год (иной отчетный период), будут распределяться между всеми участниками про¬порционально их размеру на именном счете и сроку инвестирования в отчетном году (ином отчетном периоде). Таким способом предполагается заставить "работать" суммы, выделяемые из бюджета, для увели¬чения накоплений.
Другие не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления учитываются на именном накопительном счете каждого участника пропорционально накоплениям, учтенным на именном накопительном счете по состоянию на дату поступления средств. В случае поступления каких-либо средств на пополнение накоплений для обеспечения жильем (например, часть не израсходованных в отчетном году средств бюджета, направленных по распоряжению Пра¬вительства РФ) они будут распределяться по именным счетам в зависимости от размера накоплений на каждом именном счете на дату поступлений. В отличие от двух первых источников данный нельзя счи¬тать постоянным. Поступлений может и не быть.
Учет средств на именном накопительном счете ведется независимо от перемещения по службе военнослужащего в пределах федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. При переводе военнослужащего из одного федерального органа в другой сведения о нем будут передаваться в реестр нового федерального органа исполнительной власти, то есть если военнослужащий внутренних войск будет переведен для дальнейшего прохождения военной службы в Министерство обороны, то сведения об этом военнослужащем будут переданы в реестр Минобороны России, и военнослужащий не потеряет своих накоплений. В случае увольнения с военной службы в одном органе и последующего поступления на военную службу в другом или том же органе сохранения накоплений Законом не предусмотрено.

Порядок реализации обеспечения жильем по накопительно-ипотечной системе

                    Закон предполагает несколько способов использования накопительно-ипотечной системы для обеспечения военнослужащих жильем (п. 1 ст. 4 Закона):
• накопление денежных средств на личном счете и последующее их использование для приобретения жилья;
• получение целевого жилищного займа для приобретения жилья;
• использование накоплений и дополнительно выплачиваемых средств федерального бюджета для улучшения жилищных усло¬вий нуждающимися в этом военнослужащими, досрочно уволен¬ными с военной службы по льготным основаниям, а также членами семей военнослужащих в случае гибели или смерти, признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы.
Первые два способа реализации права на жилье - основные, а третий связан с определенными условиями.
Первый способ условно можно назвать "накопительным".
В течение службы накопления учитываются и накапливаются на имен¬ном накопительном счете военнослужащего. При достижении общей продолжительности военной службы (календарной) 20 лет военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы может использовать средства, учтенные на его именном счете, для приобретения жилья. Закон не ограничивает военнослужащего в размере приобретаемого жилья и месте его расположения. Единственным ограничением является размер средств, учтенных на личном накопительном счете военнослужащего. Если средств на счете достаточно, то военнослужащий сможет приобрести себе жилье большего размера, чем предусмотрено нормами для него и членов его семьи.
При разработке проекта Правительство РФ исходило из того, что накопленных средств должно хватить на 54 м2 жилой площади. Остаток средств, оставшихся на личном накопительном счете после приобретения жилья, передается уполномоченным федеральным органом военнослужащему при увольнении. Например, военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы за 20 лет участия в системе сможет накопить на своем счете (при доходности инвестирования 3% годовых и накопительных взносах в 30 тыс. руб.) свыше 806 тыс. руб.
Второй способ можно назвать "ипотечным", так как военно¬служащий приобретает жилье под его залог. Преимущество способа в том, что военнослужащий может приобрести жилье, не дожидаясь до¬стижения 20-летней выслуги. Военнослужащий - участник накопитель¬но-ипотечной системы не ранее чем через три года после его включе¬ния в систему может заключить с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа. Заем может быть дан в целях приобретения жилья под его залог или погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу).
При приобретении жилья под его залог в качестве заимодавца выступает Российская Федерация в лице уполномоченного федерально¬го органа. Приобретая жилье, военнослужащий становится его собственником, но залогом возвращения полученного кредита является жилье. Договор целевого жилищного займа заключается на период прохождения военной службы военнослужащим на условиях беспроцентного кредита. Максимальный размер займа согласно п. 4 ст. 14 Закона не должен превышать общую сумму расчетного суммарного взноса (накопительных взносов за период военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию) и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений на день предоставления целевого жилищного займа.

ПРИМЕР
Военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы, находившийся в системе 5 лет (капитан, 27 лет). На момент заключения договора имеет на своем личном счете 150 тыс. руб. До наступления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащему остается еще 18 лет. На момент заключения договора установлен размер накопительных взносов -30 тыс. руб. Таким образом, военнослужащему может быть предоставлен заем в размере до 690 тыс. руб. (18 лет х 30 тыс. руб. = = 540 тыс. руб.; 540 тыс. руб. + 150 тыс. руб. = 690 тыс. руб.).

            Средства, находящиеся наличном накопительном счете, могут быть использованы для погашения обязательств по кредитным договорам (договорам займа), получаемым (или полученным ранее) военнослу¬жащим в каких-либо организациях для приобретения жилья. Такая схе¬ма приобретения жилья для военнослужащих менее предпочтительна, ибо предполагает выплату процентов за пользование кредитом.
Как правило, кредитным договором предусматривается выплата первоначального взноса (до 30-50% от стоимости жилья) и периоди¬ческих платежей, направленных на погашение кредита и процентов за пользование им. Погашение обязательств осуществляется в соответ¬ствии с графиком погашения кредита (займа), но периодические пла¬тежи на основании п. 5 ст. 14 Закона должны осуществляться не чаще одного раза в месяц.
Размер средств, предоставляемых для погашения, не должен пре¬вышать фактический объем средств, учтенных на именном накопитель¬ном счете на конец месяца, предшествующего осуществлению очеред¬ной выплаты. Это значит, что на момент заключения кредитного договора на личном накопительном счете военнослужащего должно быть достаточно денег, чтобы погасить первоначальный взнос и осу¬ществлять периодические платежи (учитывая пополнение личного на¬копительного счета накопительными взносами).
Погашение целевого жилищного займа (прекращение обяза¬тельств военнослужащего перед уполномоченным федеральным ор¬ганом) осуществляется только в следующих случаях:
• достижение общей продолжительности службы военнослужаще¬го 20 и более лет;
• увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:
а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
б) состояние здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
в) организационно-штатные мероприятия;
г) семейные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
• исключение участника накопительно-ипотечной системы из спис¬ков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смер¬тью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
Досрочно уволенный военнослужа嵴ий, общая продолжи¬тельность военной службы которого составляет 10 лет и более, имеет право использовать средства, учтенные на его именном нако¬пительном счете, при увольнении по следующим основаниям:
• достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
• состояние здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
• организационно-штатные мероприятия;
• семейные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
При этом на основании пп. 1, 2 ст. 4 Закона военнослужащий име¬ет право на получение дополнительных средств за счет федерального бюджета. Их размер зависит от расчетного размера средств, которые были бы накоплены (без учета дохода от инвестирования) на его имен¬ном накопительном счете при достижении общей продолжительности военной службы (календарной выслуги) 20 лет. Дополнительные сред¬ства доплачиваются до указанного размера. Для получения дополни¬тельных средств уволенный военнослужащий должен обратиться с за¬явлением в федеральный орган исполнительной власти, в котором проходил военную службу. Выплата дополнительных средств осуще¬ствляется в трехмесячный срок.
При увольнении военнослужащего по другим основаниям (кроме льготных и семейных обстоятельств) или с календарной вы¬слугой (общей продолжительностью военной службы) менее 10 лет именной накопительный счет закрывается, а накопленная на имен¬ном накопительном счете сумма подлежит возврату в федеральный бюджет. Таким образом, при увольнении с военной службы по окончании срока контракта до достижения военнослужащим общей продол¬жительности военной службы 20 лет военнослужащий не получает пра¬ва на использование средств, накопленных на его именном накопи¬тельном счету. Такое ограничение направлено на стимулирование продолжительной службы военнослужащих. По идее авторов Закона, невозможность использования средств, учтенных на именном накопи¬тельном счете до достижения 20-летней календарной выслуги, долж¬на стать барьером для ухода военнослужащих со службы по причинам, не связанным с объективной невозможностью дальнейшего прохож¬дения службы.
В случае увольнения военнослужащего до достижения 20-летней календарной выслуги не по льготным или семейным основаниям и ра¬нее получившего целевой жилищный заем, со дня увольнения будут начисляться проценты по целевому жилищному займу по ставке, уста¬новленной договором о предоставлении займа. Причем военнослужа¬щий согласно п. 2 ст. 15 Закона обязан возвратить целевой жилищный заем с процентами. Возвращение целевого жилищного займа и про¬центов по нему должно будет производиться ежемесячными платежа¬ми в течение не более 10 лет. В случае невозможности возвращения долга военнослужащим взыскание будет обращено на жилье военно¬служащего, которого он может лишиться. Это также направлено на сти¬мулирование длительной военной службы.
Статьей 12 Закона предусмотрены меры по защите интересов членов семей погибших (умерших) военнослужащих, безвестно отсутствующих или объявленных умершими. Если указанные воен¬нослужащие до исключения из списков части по указанным основаниям не использовали средства, находящиеся на их личных накопительных счетах, Закон предоставляет членам семей данных военнослужащих право на использование средств, учтенных на именном накопительном счете участника, для приобретения жилья.
Законом предусматривается возможность использования для при¬обретения жилья членами семей военнослужащих дополнительных де¬нежных средств, выделяемых по решению федерального органа ис¬полнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу. Порядок выделения дополнительных средств устанавливает¬ся Правительством Российской Федерации (отметим, что в настоящее время он еще не установлен). Размер дополнительных средств опре¬деляется с таким расчетом, чтобы они в сумме с накоплениями, нахо¬дящимися на именном накопительном счете, составляли расчетный размер средств (без учета доходов от инвестирования), которые мог¬ли быть накоплены на счету на дату достижения военнослужащим 20-летней общей продолжительности военной службы (календарную выслугу).
Для выплаты дополнительных денежных средств члены семьи по¬гибшего (умершего, безвестно отсутствующего или объявленного умершим) военнослужащего должны обратиться в федеральный орган исполнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу, с письменным заявлением. На основании п. 3 ст. 4 Закона выплата производится в трехмесячный срок со дня поступления в фе¬деральный орган указанного заявления.

ПРИМЕР
Погиб военнослужащий, имеющий общую продолжительность во¬енной службы (календарную выслугу) 9 лет. За период его участия в накопительно-ипотечной системе на его именном накопительном счете (при установленном размере накопительных взносов 30 тыс. руб.) было учтено 250 тыс. руб. Решением федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий прохо¬дил военную службу, членам его семьи дополнительно может быть выделено 330 тыс. руб. из расчета (20 лет - 9 лет) х 30 тыс. руб. = = 330 тыс. руб.

           При гибели (смерти, безвестном отсутствии или объявлении умер¬шим) военнослужащего, использовавшего ранее целевой жилищный заем для получения ипотечного кредита, члены его семьи могут при¬нять на себя обязательства по кредитному (ипотечному) догово¬ру такого военнослужащего. В этом случае кредитный (ипотечный) до¬говор переоформляется на одного из членов семьи, который получает право на продолжение погашения ипотечного кредита (займа) за счет начислений на именной накопительный счет военнослужащего до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа. В этих условиях именной накопительный счет участника закрывается (погашается целевой жилищный заем) с 1-го числа месяца, следую¬щего за днем окончания договора, указанным в договоре предостав¬ления целевого жилищного займа.
Указанный механизм использования средств на именном накопи¬тельном счете военнослужащего, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признани¬ем его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим, является гарантией использования этих средств членами семьи военнослужащего и мерой защиты их ин¬тересов.

Проблемы реализации накопительно-ипотечной системы

            Сейчас дать однозначную оценку Закону трудно. Все будет зави¬сеть от его реализации. Думается, что примеров благих начинаний по улучшению жизни той или иной категории граждан, которые не при¬несли ожидаемого результата, в истории нашего общества множество. К тому же для реализации Закона Правительство РФ должно подгото¬вить и принять несколько нормативных актов, которые могут содер¬жать "подводные камни".
Основное, что содержит в себе Закон, это замена обязательства государства предоставить военнослужащему жилье на обязательство выделять из бюджета денежную сумму в определенном размере. Та¬ким образом, государство снимает с себя ответственность за обес¬печение жильем военнослужащего. Зачем это надо? Авторы Закона отвечают, что это вызвано невозможностью решить проблему обес¬печения военнослужащих жильем в рамках действующего законода¬тельства. По их расчетам, для решения проблемы по старому зако¬нодательству необходимо свыше 40 лет. Но и предлагаемая схема предполагает переходный период на срок до 2037 г.! Разница не очень значительная.
Несомненным преимуществом новой системы является возмож¬ность приобретения жилья с использованием целевого жилищного займа уже после трех лет участия в накопительно-ипотечной системе.
Однако этот заем может стать и тяжелым бременем в случае досроч¬ного увольнения даже по льготным основаниям.

ПРИМЕР
Поступивший в военно-учебное заведение в 2005 г. закончит его и получит офицерское звание в 2010 г. Спустя три года, в 201 Зг., он получает заем и приобретает жилье.
В 2014 г., будучи старшим лейтенантом, он решением ВВК при¬знается негодным к военной службе (ранение при исполнении обя¬занностей военной службы) и увольняется (подп. "в"п. 1 ст. 51 Фе¬дерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"). Общая продолжительность военной службы этого офи¬цера будет составлять девять лет и несколько месяцев. В соответ¬ствии со ст. 10 Закона этот военнослужащий не получает права на использование накоплений, учтенных на его именном накопитель¬ном счету, поэтому погашен заем не будет (п. 1 ст. 15 Закона). Военнослужащий согласно п. 2 ст. 15 Закона должен будет вер¬нуть заем с процентами.

            Закон не предусматривает обязательного снижения размера или прощения долга, каких-либо иных механизмов выхода из сложившейся ситуации, кроме возвращения займа и процентов. В рассмотренном слу¬чае, принимая во внимание отсутствие вины военнослужащего в до¬срочном увольнении, было бы справедливо смягчить последствия и учесть средства, учтенные на именном накопительном счету, в счет воз¬вращения займа и не начислять проценты за пользование кредитом. Это правило могло бы стать еще одной мерой социальной защиты военно¬служащих. Необходимо ли государству, чтобы в рядах его Вооруженных Сил больные люди из последних сил "тянули" до десятилетнего рубежа выслуги, чтобы избежать серьезных финансовых потерь?
В связи с поднятой проблемой интересно рассмотреть положение военнослужащих, увольняемых со службы до достижения десятилет¬ней выслуги по организационно-штатным мероприятиям (подп. "в" п. 2 ст. 10 Закона). По своей сути увольнение по данному основанию пред¬ставляет собой досрочное расторжение контракта по инициативе го¬сударства, не способного обеспечить функционирование своих орга¬нов в прежней структуре и возможность военнослужащему занять равнозначную должность. В этой ситуации наложение санкции (обя¬занности претерпевать неблагоприятные последствия) на военнослу¬жащего явно не соответствует принципам законодательства о возме¬щении вреда виновной стороной.
По нашему мнению, недостатком программы является невоз¬можность участия в ней некоторых категорий военнослужащих, име¬ющих незначительную выслугу и возможность продолжить службу еще 15-20 лет. К их числу можно отнести:
• офицеров - выпускников военно-учебных заведений нескольких последних лет, а не только 2005 г. и последующих;
• офицеров из запаса и по призыву, заключивших первый контракт в последние годы;
• прапорщиков и мичманов, имеющих выслугу на 1 января 2005 г. более трех лет (например, до пяти - семи лет);
• сержантов, старшин, солдат и матросов, заключивших второй кон¬тракт ранее 1 января 2005 г.
Предусмотренные Законом ограничения по участию в программе можно объяснить лишь наличием финансовых возможностей государ¬ства по обеспечению ее функционирования. Но если ставить перед собой цель создать условия, способствующие продолжительному про¬хождению службы, то за счет участия в программе более широкого круга лиц вопрос укомплектования войск военнослужащими-контрактниками будет решен в более короткие сроки. Ведь если не изменится положение с обеспечением жильем военнослужащих по действующе¬му законодательству, отсутствие реальной перспективы получения жилья толкнет военнослужащих названных выше категорий на поиск оснований для досрочного увольнения.
Некоторое сокращение сроков накопления может быть компенси¬ровано ими путем привлечения собственных средств. Думается, что сами военнослужащие способны все взвесить и оценить: стоит или не стоит им принимать участие в программе. Главное - убрать формаль¬ные препятствия на пути реализации их стремлений.
Не урегулирован Законом и вопрос добровольного выхода военнослужащих из накопительно-ипотечной системы. Если вы¬ход не предусмотрен принципиально, то следует считать, что про¬граммы предоставления жилья военнослужащим по действующему законодательству ждут перспективы постепенного сворачивания и военнослужащие будут впоследствии лишены возможности выбора способа обеспечения жильем. В этом случае накопительно-ипотеч¬ная система обеспечения жильем военнослужащих станет един¬ственной, что приведет к выявлению всех ее недостатков. Было бы более целесообразным, с точки зрения защиты интересов военно¬служащих, сохранить все существующие способы обеспечения их жильем.
Недостаточно хорошо предусмотрен Законом механизм опреде¬ления размера накопительных взносов, выделяемых из федерального бюджета. Разработчиками Закона говорится о том, что взнос должен быть связан с размером стоимости определенной площади жилья. Финансово-экономическое обоснование исходило из того, что накоп¬ленная сумма должна соответствовать трем годовым доходам сред¬нестатистической семьи. Однако в самом Законе об этом не говорит¬ся ни слова. Предусмотрено лишь увеличение размера взносов на прогнозируемый уровень инфляции. В этом механизме заложена ос¬новная "мина замедленного действия", которая может стать препят¬ствием в эффективной реализации программы.
Как уже говорилось, размер взносов на 2005 г. должен быть опре¬делен в законе о федеральном бюджете на 2005 г. Если расчеты будут верными и размер взноса будет соответствовать расчетному размеру стоимости жилья, то имеется шанс, что дальнейшее индексирование не уменьшит "покупательную способность" взносов. Еще в процессе подготовки законопроекта к принятию Государственной Думой Коми¬тет по обороне Государственной Думы в своем заключении от 28.06.04 отмечал существующий риск того, что в конкретное время в зависи¬мости от условий рынка военнослужащие не смогут на предоставляе¬мые государством финансовые средства приобрести жилье такого размера и качества, как это предполагалось при принятии законопро¬екта. Думается, что включение нормы - размер взноса должен быть не меньше рыночной стоимости определенного количества метров жи¬лой площади - создало бы механизм обеспечения сохранения "поку¬пательной способности" накопительных взносов.
Это становится важным еще и потому, что существует разница между уровнем инфляции и ростом цен на конкретные товары, в на¬шем случае - на жилье. Рост цен на жилье может существенно опере¬жать уровень инфляции. Опыт последних лет говорит, что разница в росте цены на жилье и уровне инфляции может составлять до четырех раз. Например, согласно данным аналитиков рынка жилья, в 2003 г. цены на жилье возросли на 26%, а за тот же период уровень инфляции был вдвое меньше. В настоящее время аналогичная ситуация склады¬вается с ценами на бензин. За счет разницы в росте показателей сто¬имости жилья и жизни накопления будут "худеть" быстрее, чем от ин¬фляции.
И в конце концов, прогнозируемый уровень инфляции и реальный ее уровень могут отличаться. В случае возникновения кризиса, похоже¬го на кризис 1998 г., уровень инфляции может взлететь во много раз. Закон не предусматривает возможности индексирования взносов в та¬ких случаях. Было бы положительным включение такого правила, к при¬меру, при условии отклонения фактического уровня инфляции от прог¬нозируемого при принятии закона о бюджете на год более чем на 0,5%.

Законом не определены формы использования и учета личных средств в накопительно-ипотечной системе. Закон использования личных средств военнослужащих не предусматривает, но разра¬ботчики Закона его в расчет брали. Накопление их будет осущест¬вляться за рамками системы. К большому сожалению, Закон не предусматривает каких-либо мер поощрения в случае привлече¬ния собственных средств военнослужащих.

Закон предусматривает возможность использования преимуще¬ства накопительно-ипотечной системы военнослужащими только в случае их непрерывной службы в течение длительного периода. При перерыве в службе участие военнослужащего прекращается, а при повторном поступлении на службу стать участником программы практически невозможно. Это можно объяснить попыткой разработчиков Закона создать механизм, удерживающий военнослужащих от уволь¬нения со службы до достижения определенной в Законе выслуги лет. По нашему мнению, преследуемую разработчиками Закона цель надо рассматривать несколько шире. Необходимо создать не препятствие для увольнения с малой выслугой, а стимул для прохождения военной службы в течение длительного срока. Жизненные обстоятельства, ко¬торые могут толкнуть военнослужащего на досрочное увольнение, бо¬лее широки, чем простое нежелание дальнейшего прохождения воен¬ной службы. Это могут быть причины семейного, психологического, физического или иного характера. В том числе это может быть и отсут¬ствие перспективы служебного роста в сложившейся ситуации. Если эти препятствия для дальнейшего прохождения службы могут быть пре¬одолены увольнением и последующим восстановлением на военной службе в том же или другом органе власти, то есть ли необходимость пресечения возможности участия такого военнослужащего в програм¬ме после восстановления?
После восстановления на службе военнослужащий будет иметь право на обеспечение жильем по действующему ныне законодатель¬ству. Если эти программы к тому времени будут функционировать не хуже, чем накопительно-ипотечная система, то имеющееся ограниче¬ние не будет удерживать военнослужащих. В этих условиях целесооб¬разности в данном ограничении не будет, т. к. оно не сможет удержать военнослужащего.
Более целесообразно создать механизм, который бы стимулиро¬вал восстановление на военной службе. Для этого необходимо пре¬дусмотреть в Законе возможность участия таких военнослужащих в накопительно-ипотечной системе. Дополнительно можно предусмот¬реть восстановление именного накопительного счета и размера накоп¬лений на нем. Стоит помнить, что скупой платит дважды. При восста¬новлении на службе государство будет экономить на обучении, т. к. обучать новое лицо не понадобится, ведь восстанавливающийся во¬еннослужащий уже обучен и имеет опыт службы.
Выше уже упоминалось, что система расчета итогового размера накоплений, принятая разработчиками Закона, далеко не идеальна. При расчете финансово-экономического обоснования брался в расчет очень оптимистичный прогноз. Согласно ему накопления должны составлять размер трех годовых доходов среднестатистической семьи. Между тем сами разработчики указывают, что в большинстве развитых стран раз¬мер стоимости жилья соответствует 4-6 годовым доходам, а в России в настоящее время составляет пятикратный размер. Совершенно не по¬нятно, почему должна так уменьшиться сто им ость жилья, если одновре¬менно ими предусматривается рост реальных доходов граждан на уров¬не 6% в год? При неизменности размера стоимости жилья (что в реальности невозможно) для этого понадобится около шести лет.
Остался открытым вопрос о мерах, которые должны замедлить рост цен на жилье с одновременным увеличением реальных доходов граждан. Разработчики ссылаются на реализацию Федеральной целевой программы "Жилище". Но ведь еще существуют и планы реформирова¬ния ЖКХ, которые влекут увеличение затрат граждан на оплату комму¬нальных услуг. С каждым годом в семейном бюджете увеличивается доля расходов на решение задач образования и здравоохранения.
К сожалению, особого доверия расчеты не вызывают еще и пото¬му, что опыт реформирования пенсионной системы показывает воз¬можность наличия серьезных просчетов. "Хорошо" просчитанная и выверенная пенсионная реформа буксует. Она дает сбои, в том числе существенные (внезапное исключение из накопительной пенсионной системы граждан в возрасте от 37 до 50 лет).
Не вызывает уверенности ожидаемое разработчиками Закона сни¬жение стоимости жилья. Повышение возможностей по получению жи¬лищных займов в 2008 г. создаст увеличение спроса на жилье, особенно в местах проживания значительного количества военнослужащих. Пре¬вышение спроса над предложением обязательно вызовет всплеск рос¬та цен на жилье. Это может стимулировать жилищное строительство, но никак не приведет к понижению цен на жилье. И это при условии на¬копления достаточного количества денежных средств из бюджета, не¬обходимых для предоставления целевых жилищных займов. Если этих средств будет недостаточно для удовлетворения всех военнослужащих, изъявивших желание получить заем, как будет действовать Правитель¬ство: замораживать выдачу займов или дополнительно выделять на это средства? Если будут выделяться средства, то важно, из каких источни¬ков. Включение "печатного станка" приведет к увеличению инфляции.
Расчетный размер накоплений "усредняет" военнослужащих. В расчет взята семья из трех человек. Все-таки это не соответствует де¬мографической политике и интересам государства! Для многодетных семей военнослужащих (три и более ребенка) Закон не предусматривает увеличения взносов или накоплений. Это может стать сдерживающим фактором для увеличения количества детей в семьях военнослужащих.
Многодетные военнослужащие будут вынуждены выходить из про¬граммы и добиваться получения жилья по действующему сегодня за¬конодательству в пределах существующих норм. Для устранения это¬го недостатка необходимо предусмотреть норму о выделении из бюджета дополнительных средств таким военнослужащим, дополня¬ющим накопленные средства до размера средней стоимости жилья с площадью, соответствующей нормам и количеству членов семьи.
Важно это и для военнослужащих, имеющих по жилищному законо¬дательству право на дополнительную жилую площадь (комнату). Закон не предусматривает механизма реализации этого права отдельными категориями военнослужащих. По этой причине военнослужащим, име¬ющим право на дополнительную жилую площадь (комнату), выгоднее получить ее не в рамках накопительно-ипотечной системы. Для этого им придется выходить из нее.
Многими указывается на существенные ограничения накопитель¬но-ипотечной системы для военнослужащих, проживавших до службы в крупных городах или регионах с высокой стоимостью жилья. Отме¬чалось это и Комитетом по обороне Государственной Думы в своем заключении от 28.06.04 на законопроект. Действительно, разница в стоимости жилья в различных регионах России, и даже в разных насе¬ленных пунктах одного региона, могут различаться многократно. Раз¬мера накоплений, предусмотренного разработчиками Закона, не хва¬тит на жилье в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Например, в Москве стоимость жилья превышает расчетный размер накоплений в 2-3 раза. Отличаются и темпы роста стоимости жилья. Если в 2003 г. стоимость жилья в среднем по России увеличилась на 26%, то в Москве увеличение составило около 40%. Как в этой ситуа¬ции поступать гражданам, проживающим в этих населенных пунктах? Насколько накопительно-ипотечная система будет отвечать их инте¬ресам и стремлению жить после увольнения со службы на "малой Ро¬дине"? Государство должно подумать об этих людях.
Одним словом, необходимо произвести сближение существующих способов обеспечения военнослужащих жильем и накопительно-ипо¬течного способа, сделать возможным выбор способа обеспечения жильем. В качестве возможного выхода из ситуации может быть пре¬доставление отдельным категориям военнослужащих дополнительных бюджетных средств, позволяющих реализовать им свое право на жилье. Если этого не будет, то военнослужащие названных категорий будут искать выход из накопительно-ипотечной системы.
По-разному оценивается влияние накопительно-ипотечной систе¬мы на перемещение военнослужащих по службе из одной местности в другую. Г.О. Греф считает, что накопительно-ипотечная система будет стимулировать безболезненное перемещение военнослужащих, вы¬званное интересами службы. По его мнению, наличие у военнослужа¬щего в собственности жилья, расположенного в выбранном им месте, обеспечивает уверенность в завтрашнем дне и позволяет более легко решаться на переезд в другую местность. Представляется, что в этом есть разумное зерно. Однако с данным мнением не все соглашаются. Например, А.Ю. Стешин считает, что, наоборот, наличие жилья в эко¬номически стабильном и благоприятном для проживания регионе бу¬дет способствовать замедлению процессов ротации кадров и пониже¬нию здоровой конкуренции в вопросе служебного роста.
Для правильной оценки влияния собственного жилья на готовность военнослужащего к переезду следует вспомнить, что по накопитель¬но-ипотечной системе обеспечение жильем осуществляется двумя основными путями: накопительным или ипотечным. В первом случае почти весь период службы в собственности у военнослужащего жилья не будет. Во втором случае кроме права собственности на квартиру у военнослужащего будет обязанность вернуть заем, для чего он будет заинтересован в продолжении службы. Думается, что при условии раз¬вития фонда служебного жилья и реальной возможности на новом ме¬сте службы получить благоустроенное служебное жилье военнослужа¬щему не нужно будет беспокоиться о своем будущем.
Обозначенная Стешиным А.Ю. проблема имеет место и сейчас. И на ее наличие не влияет пра뜘тически всеобщее отсутствие у него жилья в собственности. Более того, в настоящее время перевод воен¬нослужащего часто упирается в отсутствие у него жилья по новому месту службы, или, наоборот, наличие жилья по новому месту службы является фактором, открывающим дорогу к переводу. Проблема вы¬звана отсутствием необходимого фонда служебного жилья. Это обсто¬ятельство вынуждает командование уделять особое внимание нали¬чию у военнослужащего жилья в новом месте службы.
Даже при наличии благоустроенного служебного жилья по новому месту службы военнослужащий может не испытывать желания для пе¬ревода по другим причинам: по социально-экономическим условиям в регионе, наличию учебных или лечебных заведений, близости мес¬тожительства родственников и т. д. Тут главным вопросом является, что считает военнослужащий приоритетным - условия жизни или ка¬рьеру. Таким образом, можно заключить, что наличие жилья в собствен¬ности у военнослужащего не имеет решающего значения для влияния на ротацию кадров.
Помимо указанных недочетов Закон содержит и ошибки, вызван¬ные недостатком нормотворческой техники. В пункте 4 ст. 13 и п. 2 ст. 15 Закона употребляется термин "досрочное увольнение", но анализ дан¬ных норм во взаимосвязи с другими нормами позволяет говорить о не¬правильном его применении законодателем в данном случае. Перечень оснований для увольнения содержится в ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В пункте 2 ст. 34 Положе¬ния о порядке прохождения военной службы говорится, что военнослу¬жащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязаннос¬ти и военной службе" для военнослужащих, проходящих военную служ¬бу по контракту, срок военной службы устанавливается на срок, ука¬занный в контракте. В пункте 5 ст. 8 и в п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы указаны следующие сроки заключения контрактов:
• три, пять, десять лет;
• на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет во¬енной службы после его окончания;
• до наступления предельного возраста пребывания на военной службе;
• от шести месяцев до одного года.
Таким образом, досрочным увольнением будет являться увольне¬ние по любым обстоятельствам, кроме увольнения по достижении пре¬дельного возраста пребывания на военной службе и увольнения по истечении срока контракта (подп. "а", "б" п. 1 ст. 51 Федерального за¬кона "О воинской обязанности и военной службе").
Из буквального прочтения п. 4 ст. 13 Закона следует, что не может быть закрыт счет военнослужащего, увольняющегося по истечении срока контракта. И эти военнослужащие не подпадают под действие п. 2 ст. 15 Закона. Думается, что законодатели вкладывали в эти нор¬мы иной смысл. Предполагалось, что в случае увольнения со службы военнослужащего до достижения им общей продолжительности воен¬ной службы 20 лет или в случаях иных, чем предусмотрено п. 2 ст. 10 Закона, его именной накопительный счет должен быть закрыт, а сумма накопленных взносов и иных поступлений возвращена в федеральный бюджет. И если ранее эти военнослужащие получали целевой жилищ¬ный заем, то на них возлагается обязанность погасить заем и процен¬ты за пользование ими за счет своих средств.
В соответствии с изложенным содержанием следует внести изме¬нения в указанные пункты Закона. Кроме того, кажется необходимым уточнить порядок участия (или восстановления в участии) в накопитель¬но-ипотечной системе военнослужащих, военная служба которых была приостановлена (ст. 45 Федерального закона "О воинской обязаннос¬ти и военной службе"). Приостановление военной службы преду¬сматривается в связи с избранием военнослужащих депутатами Госу¬дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государ¬ственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами пред¬ставительных органов местного самоуправления и главами муници¬пальных образований, а также при осуществлении полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Срок приостановления военной службы включается военнослужащим в выслугу лет. После окончания срока полномочий военнослужащий может заключить новый контракт. Представляется обоснованным на¬числение накопительных взносов военнослужащим, военная служба которых была приостановлена.
Для успешной реализации программы необходимо принятие Пра¬вительством РФ ряда нормативных актов, обеспечивающих реализа¬цию Закона. Во многом успех программы будет зависеть от экономи¬ческого развития страны и точности расчетов разработчиков Закона.
Закон слабо корреспондируется с действующим ныне законодатель¬ством, регулирующим вопросы обеспечения жильем военнослужащих, и требует внесения соответствующих изменений и дополнений.

ОФИЦИАЛЬНО
Установлен размер накопительного взноса
Статьей 85 Федерального закона от 23.12.04 № 173-ФЗ "О федераль¬ном бюджете на 2005 год" размер накопительного взноса в 2005 г. на одно¬го участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр, установлен в сумме 37 тыс. руб.

0

2

<spoiler>ВАЛИТЕ ВСЕ ИЗ ТАКОЙ АРМИИ!!! НАХ!!! ПУСТЬ САМИ СЕБЯ ЗАЩИЩАЮТ!!!!!! Уволился, (вырезано)!!! И не жалею...

Опять нае...ли самих себя... и всю страну заодно...<endspoiler>

0


Вы здесь » Форум - вся Россия » Военное право » накопительно-ипотечная система( обеспечение жильём )


Создать форум бесплатно - Хостинг картинок без регистрации и рекламы