Форум - вся Россия

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум - вся Россия » Музыкалка » КОЕ ЧТО О ЗВУКОРЕЖЕССУРЕ (кому интересно)


КОЕ ЧТО О ЗВУКОРЕЖЕССУРЕ (кому интересно)

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Оценка качества звучания речи и музыки

Дмитрий Свобода
Современная акустическая метрология, при всей совершенности и многогранности современных методов измерений, по-прежнему не может дать абсолютно точную оценку качества звучания. Связано это с отсутствием четкой корреляции между объективными параметрами звукового тракта (измеряемыми инструментально, с помощью приборов) и субъективным восприятием звукового сигнала (восприятие на слух). Например, объективные измерения основных характеристик проигрывателей компакт-дисков даже невысокой ценовой категории (рабочий частотный диапазон, нелинейные искажения, соотношение сигнал/шум, джиттер…) по своим параметрам очень высоки. И если рассматривать только их, то можно сделать вывод, что все модели обладают исключительно высоким качеством звучания и в этом плане практически неотличимы друг от друга. Однако на деле это не так, поскольку на слух разница в звучании таких устройств весьма значительна.

Поэтому наиболее достоверной в данном случае является субъективная оценка. Это не значит, что не нужно учитывать объективные измерения, но их результаты должны лишь дополнять результаты прослушивания. А окончательная оценка качества звучания звуковых трактов в подавляющем большинстве случаев остается все же за корректно проведенными субъективными испытаниями.

Рассмотрим связь инструментальных измерений технических параметров (объективных испытаний) и акустических прослушиваний (субъективных экспертиз).

Под корректностью субъективной экспертизы понимается:
правильно подобранное помещение прослушивания (без акустических дефектов);
выбор соответствующего звукового тракта;
отбор наиболее значимых оцениваемых параметров и взвешенное их шкалирование;
методически обоснованный подбор тестовых фонограмм;
отбор экспертов нужной квалификации;
достаточное число экспертных прослушиваний.

Оценка качества звучания речи

В соответствии с Рекомендацией Р.48 МК КТТ эффективная полоса пропускания звукового тракта речевого (тонального) сигнала лежит в области 300…3400 Гц. Основным критерием, определяющим качество речевого сигнала, является разборчивость, т. е. смысловая понятность переданной информации слушателю. Для проведения испытаний по оценке разборчивости используются тональный и артикуляционные методы, в которых экспертные оценки выносятся подготовленными слушателями-экспертами.

Основополагающим в этом случае является статистическая достоверность их результатов, т. е. число участвующих в испытаниях экспертов и количество прослушиваний должны быть достаточными.

Тональный метод основан на способности человеческого уха достаточно точно улавливать минимальный порог уровня громкости.

Речевой сигнал воспроизводится в виде отдельных тональных полосок. При прослушивании их уровень уменьшается до минимально воспринимаемой громкости. Полученные значения затухания с помощью справочных таблиц, используемых при расчетах разборчивости речи, пересчитываются и дают численное значение этого параметра.

Для воспроизведения тональных полосок используется тональный генератор и специальный акустический измерительный инструмент — искусственный рот (рис. 1).

Конструктивно это небольшой громкоговоритель в комбинированном боксе с объемом, примерно равным объему человеческого рта. Противоположная от громкоговорителя стенка бокса имеет отверстие, примерно равное по площади рту говорящего человека. Поскольку АЧХ и импульсные характеристики громкоговорителя имеют свои особенности, результаты оценки разборчивости тональным методом, даже при большом количестве прослушиваний, не обладают высокой достоверностью.

Артикуляционный метод предусматривает воспроизведение слогов, слов или фраз и восприятие их на слух экспертами. Чаще всего используются слоги и несуществующие слова (например, «шуц», «ыть», «вусь», «янь» и пр.), чтобы слушатели не домысливали услышанное.
В качестве основных критериев оценки качества звучания в методе FSQ выбраны:
запас по неискаженному уровню громкости;
правильность фазировки трактов;
неравномерность АЧХ в области средних частот;
микродинамика;
макродинамика;
натуральность тембрального баланса;
натуральность музыкального баланса;
способность к натуральному воспроизведению низких частот;
наличие шумов и помех;
линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
ширина и высота звуковой сцены, ее положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
глубина звуковой сцены (эшелонирование);
натуральность передачи музыкальной атаки;
линейность АЧХ на разных уровнях громкости;
способность звукового тракта к передаче полифонии.

В качестве музыкального материала для проведения экспертиз качества звучания методом FSQ используется оригинальный тестовый компакт-диск со специально записанными и отобранными фонограммами. Во время прослушивания диск воспроизводится безостановочно и общее экспертное время для оценки приведенных выше параметров не превышает 13 минут.

Для работы с некоторыми фонограммами эксперты используют малогабаритный шумомер с взвешивающей шкалой (для точного определения минимального уровня неискаженной громкости и установки громкости прослушивания). Результаты вносятся в специальный протокол и статистически обрабатываются.

Время показало, что выборка субъективных критериев оценки качества звучания, метод работы с экспертами и шкалирование выставляемых ими оценок оказались удачными. Статистическая достоверность результатов субъективных экспертиз качества звучания, полученных по методу FSQ, оказывается стабильно высокой.

В 2001 году метод был адаптирован для оценки качества звучания в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный экспертный (судейский) протокол и подготовлен тест-диск Car Audio FSQ.

В 2002 году метод одобрен 21-й Международной конференцией AES и на следующий год в AES была организована секция Car Audio.

В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки качества звучания мультимедийных аудиосистем, а затем, при поддержке журнала «Звукорежиссер», и для профессиональных студийных мониторов ближнего поля. В качестве программного музыкального материала используется тестовый диск Multimediaа FSQ со своим экспертным (судейским) протоколом.
Если кому чё то не понятно, обращайтесь, обьясню, вещи интересные

0

2

http://forums.625-net.ru про MEDIA!

0

3

Да действительно метод FSQ уже несколько лет успешно применяется для определения качксва звучания в автомобиле.
Но его не надо путать с SPL (максимальное давление)

Метод FSQ является на сегодняшний момент главным и сновным методом определения качества(Quality) звука(Sound)
А вот что означает буква F было бы интересно узнать. Кто ответит +3 к репе

0

4

FREQUENCY , чайник!!!!

0

5

Совершенно верно.Вот голова дырявая 15 мин. вспоминал. Молодчина +3

0

6

ну таки шарим...

0


Вы здесь » Форум - вся Россия » Музыкалка » КОЕ ЧТО О ЗВУКОРЕЖЕССУРЕ (кому интересно)


Создать форум бесплатно - Хостинг картинок без регистрации и рекламы